iskra75: (Default)
iskra75 ([personal profile] iskra75) wrote2010-08-11 01:57 pm

ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ

Дякую шановному Манкурту [livejournal.com profile] dedugan.
Ориґінал тут: http://medvezhaka.livejournal.com/2010/08/11/


Предыстория этой поездки заслуживает отдельного разговора. Пока обстоятельства не позволяют остановиться на ней более подробно. Но в любом случае я благодарен своей любимой доченьке Наташе, которой сегодня исполняется 18 лет, потому что без нее мое возвращение могло и не произойти.



- Когда вы в последний раз были в Украине?

- Двадцать лет назад.

- Цель вашего приезда?

- Возвращение к самому себе.

- Понимаю.

(Из разговора с сотрудником украинской таможни).



Поезд «Москва – Севастополь» остановился на первой украинской станции «Козача Лопань». Над станционным помещением висел желто-голубой флаг суверенной Украины. Во времена моего детства (да и много позже) флаг этот не называли иначе как «петлюровским». В нескольких километрах позади остался российский Белгород с триколором. В те же счастливые детские времена (да и много позже) к триколору нередко добавляли определение «власовский». Метаморфозы….

Я никогда ранее не был в Полтаве. Еще недавно я и сам не знал, что приеду сюда. Но мне важна не Полтава. Я взволнован, потому что иду по украинской земле. Меня 20 лет не было здесь. В 1990 году я крайний раз садился на ВПП одесского аэропорта. Помню, сверху море было салатового цвета. Ни на минуту не задержавшись на улицах любимой Одессы, впрыгнул в автобус до Кишинева. Знать бы тогда….

Через год не стало Союза. Из Западной группы войск я заменился в центр России, 80 км от Барнаула. В сентябре 1991 года меня по телефону разыскал бывший сослуживец по Германии, чей отец был не последним человеком в республиканском КГБ в Киеве, и предложил служить во внешней разведке Украины. Лестное предложение из тех, которые делают обычно только один раз. Я отказался.

Что вместили в себя эти 20 лет?

«Украинцы могут ехать в свой Киев, их никто не задерживает!» - рисуясь, бросает перед офицерским строем один очень уважаемый мной человек. Меня там не было, но я знаю. И помню. Не мне Вас судить, но… зря!

Желто-голубой флажок РУХа на лацкане кителя киевлянина Кости П. (Через много лет мы встретимся в Сибирском военном округе).

Герой Советского Союза Ярослав Горошко прилюдно сжигает российский флаг.

Он же, встречая офицеров, прибывающих в 8 обрСпН (Изяслав), задает им один и тот же вопрос:

- Ты готов воевать с москалями?

(Ярослав Горошко погибнет через несколько лет во время водолазного погружения).

Мой будущий командир и несколько офицеров с ним за рулями автомобилей ночью уходят в Россию.

Из Киева через третьи руки приходит весточка от нашего бывшего сослуживца, который уволился из российской армии и хотел восстановиться в ВС Украины.

- Москалям служил? Предатель! – так встретили его в ГУКе украинского МО.

«Я не пропал», - пишет он. – «Бандитствую помаленьку, бабки есть, не жалуюсь. Привет все нашим».

Фильм «72 метра». Из сплоченного экипажа подводной лодки только 2-3 человека соглашаются принимать украинскую присягу. По яростной команде командира оркестр, прервав исполнение «чего-то там украинского», слаженно гремит «Прощание славянки», экипаж гордо чеканит шаг по пирсу, уходя в безденежье, неприкаянность и разруху Северного флота 90-х годов. Трое оставшихся стоят, понурив головы. Это уже российская трактовка предательства.



И. Ф. Ющук. Курс ускоренного обучения украинскому языку. Киев, Боривiтер,1994. Основные темы: закабаление Украины Петром Первым, голодомор и т. д., и т. п.



Никто не знает, обяжут ли нас принимать российскую присягу. Наш НШ, обычно уверенный в себе и несентиментальный, замкнулся в своих невеселых думах. Много лет он честно служил в отдаленных округах, мечтая, как дембельнется и поедет домой, в Запорожье. А как его встретят там, если он присягнет России?

Отдельные сукины дети гнусно шипят в кулуарах: так ему и надо.



Майдан. Кадры: Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко поют вместе с народом:

«Ще не вмерла України i слава, i воля,

Ще нам, браття молодiї, усмiхнеться доля.

Згинуть нашi вороженьки, як роса на сонцi

Запануєм i ми, браття, у своїй сторонцi

Душу, тiло ми положим за нашу свободу

I покажем, що ми, браття, козацького роду».



Я – там, на Майдане, с ними. Я чувствую, как в этом пении рождается та сила, которую ни один социолог не втиснет ни в одну теорию: народ. Мне знакомо это чувство единения, я тоже испытал его, когда шел в колоннах демонстрантов в Берлине и скандировал: «Мы – народ!»

(Старлея послали «отслеживать обстановку», а выпустили джинна из бутылки: старлей начал задумываться).



Изуродованное лицо Президента Украины и российские СМИ, прохаживающиеся по этому поводу порой самым непристойным образом.

Огромное количество материалов, посвященных личной жизни украинских лидеров, рисующих их в не самом лучшем свете.



«Украина продолжает воровать наш газ».



- Медвежака, вы собираетесь на Украину?

- Да, хочу съездить в Украину.

- Дело, конечно, ваше, но я бы вам не рекомендовал. У вас там что, родственники?

- Нет.

- Тем более, чего там делать?

(Рекомендация начальника обязательна для исполнения. В Киев я тогда не поехал).



Посол РФ в Украине В. Зурабов. Лучше бы вообще без посла.



Я в Полтаве. Я иду по украинской земле. Хотя и приехали мы сюда по Южной железной дороге, это еще не юг. Но из-за заборов видны мне те деревья, которые я так часто видел в счастливом своем детстве: слива, яблоня, груша. Моя жена в восторге смотрит на грецкие орехи и просит один сорвать. А запах! Этот запах буйной зелени, который окружал меня много лет назад. Вы скажете: разве в России нет слив, яблонь, груш? Есть. Но там все не так. Приглядитесь сами и увидите, что я прав.

Мне нравится, что надписей на русском языке раз-два и обчелся. Меня не напрягает читать украинские надписи и догадываться об их значении. Лингвистические способности проявляет жена: я и не сообразил, что «шкiргалантерея» означает «кожгалантерея».

Никто не смотрит на меня с неприязнью, когда я по-русски обращаюсь к прохожим. Мы выделили черту, явно присущую полтавчанам: если вы обратились к кому-то с вопросом, спрошенный, не жалея времени и сил, постарается вам помочь. Полтавчане вступают в разговор легко, приветливы, откровенны. Впечатление такое, что они стремятся развеять представление, которое, признаю, существует об Украине у жителей России. Извращенное, надо сказать, представление. Сами украинцы в разговорах деликатно упоминали об этом. Я, парень простой, вещи называл своими именами.

Буквально перед приездом пришлось мне посмотреть по российскому ТВ сюжет, посвященный Полтавской битве. Смысл: памятники победы русского оружия подвергаются осквернению, в Полтаве действуют мощные антирусские движения, получить по башке россиянину – как два пальца об асфальт. Я всерьез забеспокоился.

Вот, выкладываю фото Колонны Победы. В фильме оператор снимал пустые бутылки, торчащие из пушечных стволов вокруг нее. В реале ничего подобного я не видел. Для Полтавы (и, видимо, Украины) характерно содержание улиц и площадей В ПОСТОЯННОЙ ЧИСТОТЕ.












В фильме показывали отморозков, якобы из УНА-УНСО и им подобных организаций, резвящихся на этой самой площади.

Вот что я видел сам: 2 августа, как водится, был День ВДВ. Я вознамерился идти гулять, надев голубой берет, благо имею непосредственное отношение к этому празднику. Уступая жене, которая сказала, что раз я не в форме, то нечего и берет надевать, в конце концов, не солдат (а, честно говоря, слегка опасаясь получить по чану за кокарду советского образца от ребят с «тризубами», чем черт не шутит), я берет не надел. И правильно сделал. Мы не встретили ни одного «дЕсанта». Только вечером дочь сказала, что часов в 17 несколько представителей ВДВ появились на площади, где вели себя исключительно пристойно, были трезвыми и о каких-либо эксцессах, которые в России имеют место быть постоянно, речи не шло.

Вечером же мимо нас проехали два «джипа» с коллегами в беретах и флагами ВДВ. Флаги развевались над «джипами», но при этом никаких бычьих выкриков я не слышал, если не считать того, что ваш покорный слуга не удержался и пискнул вслед что-то типа: братва, нас никто, кроме!

Правда, говорят, в Киеве было по-другому.

Кстати, именно Полтава имеет особое право считать День ВДВ своим праздником, потому что, оказывается, именно здесь жил изобретатель первого русского парашюта:





В Полтаве я видел крайне ограниченное количество милиции на улицах, не видел НИ ОДНОГО ПЬЯНОГО, БОМЖА, ПОПРОШАЙКУ. Там на улицах чисто. Там я НИ РАЗУ не слышал мата.

- Вы не знаете нашу милицию, - поведал мне один полтавчанин. – К вам подойдут и вежливо обратятся: пройдемте. А там, за стеной, начнут размазывать.

Верю. Разница между нашей и украинской милицией заключается собственно в том, что представители МВД РФ размазывают, не утруждаясь вежливым обращением. Я мужику так и сказал.

(Кстати, украинские милиционеры очень опрятно одеты и не напоминают окруженцев).

Я видел людей, нормальных людей, которые не бросались с проклятиями прочь, услышав мой москальский выговор, не предъявляли мне за газ и не стремились обвинить меня в имперских замашках. Они хотели, кажется, одного: сделать так, чтобы мы захотели вернуться. Им это удалось.

Украина.

- Понимаешь, мы же в Украине! – говорил я с жаром своей жене. – Это же другая страна, другой мир, другая великая культура!

Мог бы и не говорить: выяснилось, что с украинскими классиками моя лучшая половина знакома ближе, чем я.

Горилка, сало, галушки, гопак. Для немалого количества граждан РФ все содержание украинской культуры укладывается в эти понятия. Не нужно даже касаться глобальных вопросов геополитики, чтобы разобраться в том, какое на самом деле наше отношение к Украине и людям, ее населяющим. Называя Украину «важнейшим стратегическим партнером», мы в школах и ВУЗах преподаем не действительно нужный нам украинский язык, а французский. Следовало бы украинский язык преподавать в школах тех субъектов РФ, которые граничат с Украиной. Не во всех, но во многих, повторяю. Следует знакомить школьников и студентов не только с творчеством Н. В. Гоголя, а также И. Котляревского, И. Франко, Леси Украинки, исторической концепцией М. Грушевского. Следует с детства воспитывать у своих граждан чувство уважения к действительно братской стране. Да много чего еще стоило бы нам знать об Украине, чего никогда, ни при одной власти мы не знали и не знаем. Мы идем на поводу у амбициозных, не обладающих объективностью политиков, подхватывая те стереотипы, которые они нам навязывают, и следуем им.

Но лучше поздно, чем никогда.

А без галушек, само собой, не обойтись. В Полтаве мы их ели большими ложками:



(Лично я еще не мог отказаться от помидор, настоящих, а не со вкусом травы, под чесночную лепешку да под стручок жгучего красного перца).

Сила Украины – не в российском газе. Сила Украины – в ее суверенитете и независимости, в единстве, в стремлении украинского народа созидать свое сильное, достойное и поэтому миролюбивое государство. Это я вам говорю, как бывший гражданин СССР и немножко бывший коммунист. В начале записи я упоминаю о флагах. Флаг – символ. Иногда за старыми символами мы не видим главного – их нового содержания. Поняв это, я с удовольствием фотографировал Флаг Украины.







А еще мы с женой были в Художественной галерее. Настоящий храм искусства, хотя, видимо, переживает не самые лучшие времена. Там есть Лукас Кранах Младший., ван Равестейн. Обещанного Брюллова, правда, не оказалось. С удовольствием посмотрел работы Н. Ярошенко, как-то по-новому он мне открылся в Полтаве.

Особое место занимает «Сашенькин зал». Сашенька Путря была, видимо, исключительно одаренным ребенком. Она писала стихи, прозу, рисовала. Ее не стало, когда ей исполнилось 11 лет. Нас очень тронуло то, что Полтава бережно хранит память об этом маленьком человечке. В Полтаве есть и улица Саши Путри.

Я обещал одной из сотрудниц галереи, что напишу об Украине и выполнил свое обещание.

Риторика о «стратегическом партнерстве» и «братстве» - пока только риторика. Когда я почувствую, что все проблемы украинского государства моим государством и, особенно, лидерами моего государства, политическими, духовными и др., воспринимаются, как свои, тогда я буду верить в эти слова о партнерстве. Когда послом России в Украине будет не Зурабов, а профессиональный, матерый дипломат, потому что Украина СЛИШКОМ ВАЖНА для нас. Когда знание украинского языка будет котироваться в России наряду со знанием английского. Почему нет? Не пора ли вместо деклараций об общности исторической судьбы попытаться эту общность как-то осмыслить, например, через познание украинского языка, истории и культуры.

Вы думаете, я не отдаю себе отчета, какое огромное количество проблем существует в Украине, как и в России? Отдаю. Но откладывать тот «шаг навстречу», о котором так правильно написал в своем блоге Манкурт, до лучших времен, больше нельзя.

А пока…. Пока каждый может сделать этот шаг.

Я сделал пока только пол-шажочка. Но сделал и, надеюсь, скоро сделаю еще, слышишь, Манкурт?

Только жалею, что этого не произошло раньше.

Я вернулся в Украину.

Вернулся к самому себе.



Украинский поэт написал слова, которые я хотел бы написать сам:



За три хвилини загубився і влюбився та пропав

За три хвилини закохався і набрався твоїх чар

О, скільки тепла в твоїх очах, а віє холод, він не дах

Скільки, скажи, я маю, о, скільки, скажи, тримаю я

Це все що маю я

Це все що маю я

Це все що маю я

Тебе тримаю-маю я

Тебе тримаю-маю я….



Я посвящаю эту запись:



Моей жене Ольге и дочери Наташе;




Манкурту;

Александре Майстренко;

Максиму и Ольге Козубам;

Владиславу Немировскому;

Марко;

Александру Семененко;

Алексею Кахану;

сотруднице Художественной галереи г. Полтавы, чьего имени я, к сожалению, не знаю;

мужчине, с которым мы беседовали на вул. Жовтневой;

МВА;

Олегу, Аде и Богдану Навроцким;

Александру Шапошникову.


Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting